Автор монографии «Управление маркетингом в адвокатской деятельности: теоретические и практические аспекты» – Елизавета Селезнева, адвокат города Москвы, доцент Российского университета адвокатуры и нотариата им. Г.Б. Мирзоева, кандидат юридических наук. Монографию «Управление рисками в адвокатском образовании» написал Владимир Зайцев, председатель Первой коллегии адвокатов, член Совета АП Алтайского края, кандидат экономических наук. Обе книги вышли в 2025 г. под эгидой Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации (ФПА РФ) и Высшей школы юриспруденции и администрирования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (ВШЮА НИУ ВШЭ) в издательстве «ЮНИТИ-ДАНА» в серии «Управление в адвокатуре» и размещены на сайте ФПА РФ в разделе «Электронная библиотека».
Елизавета Селезнева и Владимир Зайцев имеют профессиональную степень «доктор юридического администрирования». Защита их диссертационных исследований в рамках совместной программы дополнительного профессионального образования Высшей школы юриспруденции и администрирования НИУ ВШЭ и ФПА РФ «Доктор юридического администрирования: управление адвокатским бизнесом» состоялась 19 декабря 2023 г., а дипломы докторантам были вручены 2 февраля 2024 г.
Онлайн-презентация монографий Елизаветы Селезневой «Управление маркетингом в адвокатской деятельности: теоретические и практические аспекты» и Владимира Зайцева «Управление рисками в адвокатском образовании» прошла 5 февраля 2025 г. в ФПА РФ.
В книге «Управление маркетингом в адвокатской деятельности: теоретические и практические аспекты» рассматриваются вопросы, связанные с определением современных тенденций и направлений в сфере развития системы управления маркетингом в адвокатуре в России. Отмечается, что действующие этические нормы в сфере адвокатуры существенно ограничивают возможности для продвижения услуг профессиональных акторов и не препятствуют активному размещению рекламы юристами и участниками рынка, не внесенными в единый реестр адвокатов Минюста России.
Предлагается разработка инновационного инструментария управления маркетингом в адвокатуре в условиях нормативно-правовых ограничений и цифровой трансформации отраслевых бизнес-систем. Проводится подробный анализ практики управления маркетингом в адвокатуре, по итогам которого предлагаются новые методы и технологии управления, в частности разработан централизованный навигационный механизм на рынке юридических услуг – Единая адвокатская платформа, задачей функционирования которой станут обеспечение ориентирования потенциальных доверителей на рынке и построение эффективной системы коммуникаций между профессиональными адвокатами и доверителями.
В книге «Управление рисками в адвокатском образовании» обосновывается необходимость комплексного понимания природы и предпосылок таких рисков. Отмечается, что систематизированное представление о рисках в адвокатской деятельности позволяет профилактировать либо минимизировать их негативные последствия, принимать взвешенные, правильные управленческие решения в процессе оказания квалифицированной юридической помощи адвокатами.
Проведен анализ рисков в адвокатской деятельности, дана их классификация, определены факторы, способствующие их проявлению и реализации. Детально исследован механизм управления рисками в адвокатском образовании, предложены пути совершенствования актов действующего законодательства, позволяющие минимизировать риски адвокатской деятельности на современном этапе функционирования профессионального сообщества.
Мария Петелина